Сухая кожа и диабет
Проведенное в 2014 году изучение состояния кожи у людей с диабетом показало, что у 79% есть какие-либо нарушения со стороны кожи (1). У пациентов определяли функциональные показатели кожи, которые показывают, насколько хорошо она обеспечена водой: Гидратацию рогового слоя и Трансэпидермальную потерю воды. А еще смотрели, нет ли кожных инфекций. И что же выяснилось?
У 26% пациентов была сухость кожи (ксероз). 48% страдали от инфекций кожи (грибок, язвы). 21% имели воспалительные заболевания кожи (дерматиты). И все жаловались на низкое качество жизни.
Почему же при диабете, при нарушении углеводного обмена, страдает кожа?
Основные факторов здесь три. Первый – нарушение микроциркуляции крови в капиллярах, которыми пронизаны нижние слои кожи. В норме вода из кровеносных сосудов попадает в дерму, потом в роговой слой и удерживается там компонентами натурального увлажняющего фактора. Изменения мелких кровеносных сосудов называется «микроангиопатия», и известно, что повреждение стенок кровеносных сосудов особенно сильно выражено при плохо компенсированном диабете. Так что изнутри в роговой слой воды поступает мало.
Меняется кислотно-щелочной баланс и на поверхности кожи. Полезные для нас микроорганизмы перестают размножаться и погибают, а их место заселяется болезнетворными, вызывающими кожные заболевания.
И третий фактор, который есть только при диабете – гликирование коллагена. Если глюкозы в крови много, то она вступает в химические реакции с белками кожи, в первую очередь с коллагеном. А если коллаген оказывается связанным, он не может поддерживать упругость кожи. Она становится жесткой или, наоборот, дряблой, внешний вид ухудшается.
Все эти три фактора приводят к усилению сухости кожи, защитная функция которой снижена и, следовательно, риск развития инфекций повышен. И давайте помнить, что чем хуже контроль диабета, тем чаще проявляются проблемы с кожей.
(1) Demirseren D. D. et al. Relationship between skin diseases and extracutaneous complications of diabetes mellitus: clinical analysis of 750 patients //American journal of clinical dermatology. – 2014. – Т. 15. – №. 1. – С. 65-70